Меню
Важный раздел
Русский язык
Ты ж писатель, пиши грамотно

Глаголы

обособляйся запятыми

пусть ошибаются враги

и коли в руки взял глаголы

спряги

© Кисычев

Сегодня поговорим про глаголы. Да не про какие-то там обыкновенные, среднестатистические, а про глаголы сомнительные.


Нажми, чтобы читать дальше...

Все мы, хоть раз в жизни, задумывались о том, как правильно произнести то или иное слово. И не пытайтесь меня убедить, что вы не экспериментировали со словом "победю".

В общем, давайте разберёмся с этими хулиганами раз и навсегда!

  • Ехай, едь, езжай, поезжай?

Кто уже хватается за сердце? Родные, как я вас понимаю! Так вот, "ехай" и "едь" - это так плохо, что хуже только "ложи" и "ихний". "Езжай" уже не так смертельно, но это разговорная форма. Правильный же вариант - "поезжай".


  • Прийти, придти?

Знаете, до 1956 года оба варианта были правильными. Но мы с вами живём не там и тогда, а здесь и сейчас, верно? А потому использовать должны только вариант "прийти".


  • Выйграл, выиграл?

Коварные краткие И. Вероломные и хитрожопистые. Они слышатся там, где их нет и сеют смуту в людских умах. В общем, запомните, во всех формах глагола "выиграть" краткие И отсутствуют! А если они и могут там быть, то только в окончании - например, в слове "выиграЙ". Так что правильный вариант - " выиграл".


  • Убежду, убедю, смогу убедить?

Да, есть в русском языке обделённые глаголы, пропащие. Глаголы без будущего. Их нужно принять, пожалеть и запомнить. Зовут этих парней "недостаточными". Дискриминация, конечно, дичайшая, но что делать. Если встретите такие глаголы, оказывайте им посильную поддержку другими глаголами. Правильный вариант - "смогу убедить".


  • Борятся, борются?

Запоминаем-с: у глаголов первого спряжения нужно писать гласные «е, у (ю)». Я борюсь, ты борешься, он борется, мы боремся, вы боретесь. А в третьем лице множественного числа будет по аналогии с «я борюсь» — «они борются». С буквой Ю. А Боря здесь точно ни при чём.


  • Пошлите, пойдёмте?

Глазки, потерпите! Я знаю, видеть это больно. Но так надо, поймите. Так вот, у этого глагола сразу три правильных варианта: пойдём, пойдёмте и идём. Есть ещё допустимая разговорная форма "пошли". А вот если вы произнесёте "пошлите" - знайте, где-то умер один филолог. В страшных мучениях.


  • Лазеют, лазят, лазают?

Живёт на свете глагол "лазить". И есть у него разговорный брат, братюня, "лазать". Простой, как рецепт Шарлотки. Так вот, нам, писателям, лучше использовать легальную форму этого глагола и спрятать именно её. И выглядеть это спряжение будет так: я лажу, ты лазишь, он/она лазит, мы лазим, вы лазите, а они лазят.

Ну, скажите честно, было больно читать неправильные формы глаголов? Хотелось плакать?

Стиль текста

я не люблю людей которых
не могут правильна писать
и много делают ошибки
в простые вродебы слова
© Л.М.

Итак, дорогие, поговорим про ошибки. Про ошибки не простые, не золотые, а стилистические.
Как говорится, вооружён информацией, значит будешь бдить! Кажется, так и говорится.

Нажми, чтобы читать дальше...
Ну, погнали!

  • Своей рукой свой нос
Не надо вот этого всего. Поверьте, читатель сам разберётся, в чьём носу ковыряет ваш герой. Чай не дурачок, знаете ли.

Так не надо:
Жанна Борисовна подошла к столу, аккуратно взяла своими руками кусочек колбаски, понюхала её своим носом и, довольно крякнув, отправила в свой рот рюмочку водки.

  • Какой-то тип выскочил откуда-то и сделал что-то
Итс вери бэд, рили. Когда читатель видит такое в тексте, он сразу понимает, что автор - лодырь, который хочет, чтобы читатель сделал за него всю работу. Потрудитесь уж придумать, "какой" и "откуда".

А вот так вот не надо:
Какой-то мужчина смотрел прямо на меня. На нём был какой-то пиджак и что-то, напоминающее шляпу. Вдруг, откуда-то выскочила какая-то птица, схватила мужчину за пиджак и куда-то унесла.

  • Много лишнего
Чрезмерные уточнения и нагромождение явно лишних слов - моветон, знаете ли. Болезнь эта называется "плеоназм".

Вот это прям очень плохо, да:
Пернатые птицы, первый дебют, ценные сокровища, своя автобиография. Ну, вы поняли.

  • Слова, несовместимые по гороскопу
Или, если по-занудному, нарушение лексической сочетаемости. Это когда автор использует слова, которые рядом друг с другом стоять никак не должны.

Примеры, как "не надо":
Не смыкая взгляда, повысить кругозор, поднять тост, дешёвые цены.

  • Однородные члены, несовместимые по гороскопу
Хотя подобные выкрутасы могут создать эффект комичности. Но оно точно вам надо?

Примерчик:
Провожающие шли с сумками и печальными лицами.

  • Бедность и однообразие конструкций
Если быть чуть точнее и чуть занудней - синтаксических конструкций. Подобная бедность хороша только в том случае, если цель автора - как можно быстрее усыпить читателя.

Пример бедного кусочка текста:
Мужчина был одет в прожжённый ватник. Ватник был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью.
Пример богатого:
Мужчина был одет в грубо заштопанный прожжённый ватник. Хотя сапоги были почти новые, носки оказались изъеденными молью.

  • Совмещение несовместимых эпох
Это особенно важно, если вы пишете нечто историческое.

Но-но:
На богатырях кольчуги, брюки, варежки.
А вот так можно:
На богатырях кольчуги, латы, рукавицы.

Вот такие дела, дорогие.
Мысли героя
я по уши вас ненавижу
я вас забыла наизусть
не помню ваше имя виктор
все мысли только не о вас
© estь

Рубрика #жильцовский_русский ! Итак, мысли, дорогие. Мысли персонажа. Что с ними делать, куда деть? Будем разбираться.

Нажми, чтобы читать дальше...
Для дальнейшего взаимопонимания, вот вам расшифровка тайных знаков:
М - мысли героя с большой буквы.
м - мысли героя с маленькой буквы.
а - слова автора с маленькой буквы.
Р - реплика с большой буквы.

Теперь погнали. Приведу основные случаи оформления мыслей:

1.Слова автора после мыслей:

  • "М..." - а.
"Интересно, есть ли жизнь за дверцей холодильника..." - подумала помидорка.

  • "М!" - а.
"Я почти уверена, что мы не одиноки во вселенной!" - снова подумала помидорка.

  • "М", - а.
"Мысль об этом не даёт мне покоя", - она внимательно посмотрела на дверцу холодильника.

  • "М?" - а.
"Как выйти на контакт с внехолодильниковым разумом?" - помидорка надолго задумалась.

2.Мысли без слов автора:

  • "М".
"Однажды я докажу всем, что жизнь есть не только в холодильнике, и стану самой популярной помидоркой на полке".

3.Слова автора внутри и после мыслей:

  • "М, - а. - М".
"Дура эта помидорка, - мыслено ворчал кабачок. - Таращится всё на дверцу эту. Тьфу, ей-богу".

  • "М... - а. - М..."
"У кого-то, видать, семечка за семечку заехала... - закатила глаза капустка. - Вбила себе в голову ерунду какую-то, дурилка помидорная..."

  • "М? - а. - М".
"А что, если она права и жизнь вне холодильника - не миф? - баклажанчик ворочался с боку на бок и никак не мог заснуть. - Почему-то мне неспокойно от этой мысли".

  • "М... - а, - м", - а.
"Глупая молодёжь... - вздохнул огурец, половинка огурца, - я - прямое доказательство того, что за этой дверцей есть чёртова жизнь", - и он с тоской посмотрел на то место, где когда-то у него была попка.

4.Диалог вперемежку с мыслями:

- Р. - "М", - а: - Р.
- Верим, верим мы тебе, за дверцей есть жизнь. - "С дураками лучше соглашаться", - подумало яичко и добавило: - Ты покричи, глядишь и дверца откроется.

5.Несобственно-прямая речь:

В этот момент дверца открылась и на продукты пролился яркий свет.
Помидорка ликовала. Они сами, сами решили выйти на контакт с нашим миром! Она всегда знала, всегда чувствовала, что за дверцей есть жизнь!

В заключение хочу сказать, что кавычки чаще всего используются, если автор любит забираться в голову то к одному, то к другому персонажу. Если же автору доступны мысли только одного героя, можно легко обойтись вовсе без кавычек. Хотя встречается всякое.

Такие дела, котики!
Лёгких вам мыслей!

Прямая речь
мадам я счастлив но оставлю
на утро пламенную речь
сейчас позвольте вас из платья
извлечь
© Андрей Ловчиновский

Итак, речь сегодня пойдёт про речь, мои дорогие. Только не про пламенную, а про прямую.

Нажми, чтобы читать дальше...
Вообще, нам, авторам, нужно знать все способы, с помощью которых можно передать речь наших героев.
Всего этих способов выделяют четыре штуки:
  • Прямая речь.
  • Косвенная речь.
  • Несобственно-косвенная речь.
  • Диалог.

Про пунктуацию в диалогах я вам рассказывала в одном из предыдущих постов и вот настал черёд прямой речи.
Вообще, прямая речь, она потому так и называется, что передает слова персонажа без каких-либо изменений.
В чём же тогда разница между прямой речью и репликами в диалоге? А в том, друзья, что прямую речь вы используете, если вам надобно передать на бумаге фразу какого-то одного героя. А если сцена в книге такова, что репликами должны переброситься сразу несколько персонажей, то тут вступает в свои права диалог. Ясно-понятно?

А теперь к сути, дорогие.
Всего выделяют четыре варианта оформления прямой речи, каждому из которых соответствует определённая схема.

1. Итак, схема 1:
  • "П", - а.
"Моя норка больше твоей", - ехидно заметила выхухоль.
  • "П!" - а.
"Зато моя норка меньше!" - воинственно заявила землеройка.
  • "П?" - а.
"Ты совсем глупенькая, али прикидываешься?" - удивилась выхухоль.

2. Схема 2:
  • А: "П".
Выхухоль наклонилась и прошептала в самое ухо: "Есть личинки. Жирненькие. Недорого".
  • А: "П!"
Землеройка отодвинулась и поморщилась: "Знаю я твоё недорого!"
  • А: "П?"
Выхухоль приняла обиженный вид, но затем спросила: "Какую цену предложишь?"

3. Схема 3:
  • "П, - а, - п".
"Я тут такого кротика встретила, - хихикнула землеройка, - закачаешься".
  • "П, - а. - П".
"Знаем мы этих кротиков, - выхухоль махнула лапкой. - Одни норы на уме".

4. Схема 4:
  • А: "П" - а.
Землеройка смущённо прошептала: "Кроть, пойдём на свидание" - и принялась судорожно припудривать нос землёй.
  • А: "П!" - а.
Крот уставился на неё подслеповатыми глазами: "Совсем с ума сошла, дура! Тьфу на тебя! Ишь, чё выдумала! Свидание ей подавай! Мне норы копать надо!" - и продолжил рыть свой подземный ход.
  • А: "П?" - а.
Выхухоль надменно улыбнулась: "А я говорила! Но хоть раз ты слушала мои мудрые советы?" - и она осуждающе покачала головой.

И вот вам ещё варианты вдогоночку:
  • "П, - а, - п. П".
"Ты прости меня, дурака, - сказал крот, теребя в лапах носовой платок, - сам не свой был. Я когда норы рою, я всегда такой".
  • "П, - а. - П".
"Да ничего, пустое, - землеройка принялась кокетливо ковырять землю носом. - Главное, что ты извинился".

Вот такие пирожки, котики.
Хороших вам текстов!
Вводные слова
а чтоб тебе не показалась
малиной жизнь твоя адам
я ей в уста вложу два слова
не дам
© Костыль & Сыр

Итак, дорогие, в эфире рубрика #жильцовский_русский . И сегодня поговорим про слова. Только не про "не дам", а про вводные.

Как многие из вас знают, чтобы понять, вводное слово, али нет, бывает достаточно его опустить. Если смысл от этого особо не пострадает, стало быть, слово вводное.

Нажми, чтобы читать дальше...
Но обратите внимание! Есть слова, которые до жути похожи на вводные, но таковыми не являются.
Вот они: авось, будто, вдруг, ведь, вот, вряд ли, все-таки, даже, именно, как будто, как раз, непременно, обязательно, почти, только, якобы.
Будьте бдительны, в общем.

Итак, вернёмся к вводным словам. Выделяют шесть типов этих самых слов. Давайте их разберём.

  • Передают уверенность говорящего.
Пример: Несомненно, в этом деле был замешан лосик.
Слова, которые относятся к этому типу: бесспорно, несомненно, разумеется, без сомнения, конечно, безусловно, действительно, кажется, вероятно, возможно, пожалуй.

  • Выражают чувства и отношение говорящего.
Пример: К несчастью, лосик ни о чём таком не подозревал.
Слова, которые относятся к этому типу: к несчастью, к счастью, к сожалению, к удивлению.

  • Указывают на источник информации.
Пример: По сообщению Лес-ньюс, происшествие, в котором замешан лосик, произошло прошлой ночью.
Слова, которые относятся к этому типу: по мнению, по сообщению, говорят, по-моему, по слухам.

  • Упорядочивают мысли, указывают на их связь между собой.
Пример: Во-первых, лосик давно был под подозрением, во-вторых, все улики говорят против него.
Слова, которые относятся к этому типу: наконец, итак, следовательно, значит, напротив, например, наоборот, во-первых, во-вторых, в-третьих.

  • Указывают на способ оформления мыслей.
Пример: Одним словом, лесная полиция убеждена в том, что лосик виновен в произошедшем.
Слова, которые относятся к этому типу: мягко говоря, лучше сказать, одним словом, иначе говоря.

  • Используются для привлечения внимания.
Пример: Послушай, они не знают, о чём говорят! Клянусь, лосик не виновен!
Слова, которые относятся к этому типу: видишь, знаешь, понимаешь, послушай.

А теперь, ПРИМЕЧАНИЯ!
Запятая ставится всегда, да не всегда! Вот так! *дьявольский смех*

  • Запятая ставится не всегда, если перед вводным словом стоит союз "а" или "но".
Ставить запятую нужно только в том случае, если вводное слово можно безболезненно убрать без союза.
Пример:
Лосик тот ещё козёл, но, конечно, он на такое не способен.
Кабанчик был на месте преступления, а следовательно, мог видеть, кто убийца.

  • Слово "однако" обособляется только если его нельзя заменить на союз "но".
Пример:
Однако лосик давно знал, что под него копают.
Пока, однако, он ничего не предпринял для того, чтобы оправдать себя перед лесными жителями.

  • Слово "наконец" считается вводным только если не имеет пространственного и временного значения.
Пример:
Скоро дело, в котором замешан лосик, будет наконец закрыто.
И, наконец, главная улика, которая свидетельствует о причастности лосика к преступлению.

  • Запятая не нужна, если вводное слово начинает обособленную конструкцию.
Пример:
Лосик увидел, точнее почувствовал, что выхухоль подозревает его.

  • Запятая не нужна, если вводное слово находится в конце обособленного оборота.
Пример:
Лосик мечтал уехать куда-нибудь с женой и детьми, на море например.

  • Если вводное слово стоит перед оборотом, который начинается с "как" или "чтобы", оно выделяется запятыми.
Пример:
Кабанчик не спускал с лосика пристального взгляда, вероятно, чтобы тот не смог улизнуть.

Такие пирожки, дорогие.
Хороших вам текстов!
Пунктуация в диалогах
о как чудны уста ланиты
персты десницы очи стан
уймитесь отрок древнерусский
не сдан
(с) KadroviCHka72

Итак, друзья, новый пост. Правда, не про древнерусский, а про русский. Сегодня я расскажу про пунктуацию в диалогах. Для авторов это ох как важно. В этом посте я постаралась собрать самые частые случаи построения диалогов. Ниблагодарити.

Нажми, чтобы читать дальше...
Далее я буду приводить схемы, где "Р" - реплика с большой буквы, "р" - реплика с маленькой буквы, "А" - слова автора с большой буквы, "а" - слова автора с маленькой буквы.

Реплика разрывается словами автора:
- Р, - а, - р.
- Привет, - сказал ёжик, - я тут грибочки ищу.
- Р, - а. - Р.
- Привет, - сказал ёжик. - Денёк сегодня отличный!
- Р! - а. - Р.
- О! - воскликнул ёжик. - Грибочки!
- Р? - а. - Р.
- Бобр, это ты? - спросил ёжик. - Ты грибочки не видел?
- Р... - а, - р.
- Мне кажется... - ёжик повёл носом, - мне кажется, я чую грибочки.
- Р... - а. - Р.
- Хм... - задумался ёжик. - А не сварить ли мне грибной супец?
- Р, - а. А: - Р.
- Вот это находочка, - ёжик в предвкушении потёр лапки. Нетерпеливо облизнувшись, он притянул к себе оставленную кем-то корзинку с грибами: - мне сегодня ужасно везёт!
- Р, - а. А. - Р.
- Бобр, дело есть, - шепнул ёжик. Бобр с интересом посмотрел на колючего - кажется, у того действительно было интересное предложение. - Я тебе жёлуди, ты мне - грибочки.
- Р? - а. А: - Р.
- По лапам? - спросил ёж. Он внимательно посмотрел на бобра, после чего вкрадчиво добавил: - Никто не узнает о нашей сделке.
- Р? - а. А. - Р.
- Ну так что? - ёжик не любил ждать. Бобр какое-то время молчал, а затем повернулся к колючему спиной и нервно дёрнул хвостом. - Чего ты боишься?
- Р! - а. А: - Р.
- Соглашайся! - не отступал ёжик. Незаметно приблизившись к бобру, он шепнул ему прямо на ухо: - Мы всё сделаем чисто. У меня нет цели запятнать твою репутацию.
- Р! - а. А. - Р.
- Ладно! - наконец, согласился бобр. Услышав это, ёжик чуть ли не взвизгнул от радости. - Но я должен тебя проверить.
- Р... - а. А: - Р.
- Вот как... - протянул ёжик. Пристально посмотрев в глаза бобру, он спросил: - Думаешь, на мне жучок? Считаешь меня крысой?
- Р... - а. А? - Р.
- Что ты... - бобр замотал головой. С ёжиком лучше было не шутить, кто знает, на что способен это зверь? - Я уверен, что ты чист. Но подстраховка никогда не помешает, сам знаешь.

Слова автора перед репликой:
А: - Р!
Ёжик воскликнул:
- Грибочки!
А: - Р?
Ёжик дёрнул носиком:
- Грибочки, это вы?
А: - Р.
Ёжик подошёл к нему и тихо сказал:
- Я нашёл целую поляну грибочков.

Слова автора после реплики:
- Р, - а.
- Грибочки, - облизнулся ёжик.
- Р? - а.
- Вы, случаем, не грибочки ищете? - спросил ёжик.
- Р! - а.
- Ура, я нашёл грибочки! - закричал ёжик.
- Р. - А.
- Да я так, гуляю просто. - Ёжик пытался сделать вид, что он тут ни при чём.

Слова автора разрываются репликой:
А:
- Р, - а.
Ёжик сказал:
- Я знаю, где найти жёлуди, - и поманил бобра лапкой.
А:
- Р! - а.
Ёжик закричал:
- Караул! Грабят! - и принялся колотить обидчика корзинкой.
А:
- Р? - а.
Ёжик внимательно посмотрел на бобра:
- Поболтаем? - и с многозначительным видом плеснул ему в бокал родниковой водицы.

Такие дела! Хорошего дня вам, дорогие!
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website